Из истории крупных серебряных монет в средневековой Европе

Здесь можно высказать свои соображения по тем или иным вопросам нумизматики, истории, коллекционирования и пр.
Maxim
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 15 май 2024, 19:59
Откуда: Москва

Из истории крупных серебряных монет в средневековой Европе

Сообщение Maxim »

В интернете содержится ряд статей с очень интересными сведениями из истории крупных монет в средневековой европе. Предлагаются фрагменты с сокращениями из этих публикаций. Задача сообщений в этой теме -- в по возможности концентрированном виде представить эти сведения в едином собрании.

Начало цитаты статьи без автора о венецианских крупных серебряных монетах.

«Энрико Дандоло (1192-1205 гг. его правления) стал дожем Венеции в 85 лет. Учитывая разлад денежного обращения в Византийской империи и в землях восточного побережья Средиземного моря, а также общеевропейскую тенденцию по внедрению в оборот крупной серебряной монеты, при Дандоло в Венеции возникла монетная система, предполагавшая выпуск четырёх типов монет — гроссо, получившего название матапан или «гроссо матапан», пикколо, бьянко и квартароло[13][14][12].

Из одной марки серебра чеканили 1091⁄3—109½ гроссо-матапанов. Они содержали изображение дожа, принимающего из рук апостола Марка герцогское знамя, на аверсе, и статую Христа на реверсе. Каждая монета весила 2,2 г. Для их выпуска использовали высокопробное серебро 985 пробы. Изначально новые монеты были предназначены для торговли на территориях к востоку от Венеции. Это объясняет использование в качестве прототипа византийского аспрон трахи».

Следовательно, масса марки венецианских гроссо-матапанов в граммах:
2,2 грамма х 109 1/3=240,53 грамма серебра 985-ой пробы,
А их монетная стопа 109 1/3 монет из марки.

«Первые гросси были выпущены в Венеции во времена правления дожа Энрико Дандоло (1192-1205) и вскоре стали самыми распространенными серебряными монетами в Европе и Леванте. До появления Трон-лиры наиболее используемой коммерческой валютой были «denaro», позже «grosso».

Однако из-за того, что их часто подделывали из сплава с низким содержанием серебра, Совет десяти в 1472 году принял решение выпустить новую серебряную монету и выгравировать изображение действующего дожа, чтобы уменьшить количество подделок других типов. Отсюда родилась лира Трон, которая затем получила широкое распространение. В 1472 году ювелир и гравер Антонелло Ди Пьетро по прозвищу Антонелло делла Монета создал первую итальянскую лиру по инициативе Никколо Трона, 68-го дожа Венеции, занимавшего свой пост всего два года, с 1471 по 1473 год. Изготовленная из серебра, диаметром 28 миллиметров и эквивалентная 240 венецианским динариям, Трон-лира была великой венецианской инновацией.

В качестве денежно-счётной единицы лиру использовали в итальянских государствах с 953 года. Вес монеты составлял 6,52 г серебра 948 пробы при содержании 6,18 г чистого серебра. Аверс содержал изображение дожа, а реверс — венецианского льва[1][2].

Изображение дожа на монете вызывало аналогии с монархией и недовольство республиканских кругов. После смерти Николо Троно в 1473 году выпуск портретных лиры и багатино был прекращён. При его преемнике Пьетро Мочениго стали чеканить лиры с изображением коленопреклонённого перед апостолом Марком дожа. Данный монетный тип выпускали с 1474 по 1575 год. Он получил название лиры мочениго[3]. Хотя саму Трон-лиру чеканили всего два года, она имела существенное значение для денежного обращения Италии, так как стала образцом для подражаний для чеканки серебряных монет других итальянских государств[1]» (Конец цитаты, статья без автора «Монеты Венецианской республики». URL: ru.ruwiki.ru/wiki/)

См. Das große Münzen-Lexikon // Wayback Machine. «Лексикон больших монет» (Терминологический нумизматический словарь на немецком языке). Многие ссылки в этой статье о венецианских серебряных больших монетах адресуют читателя на это электронное издание и на фундаментальный труд А. Шталя: Stahl A. M. “Zecca: the Mint of Venice at Middle Ages”. Baltimor, 2000.
Вложения
Matapan_di_Venezia_di_Giovanni_Dandolo_(1280).jpg
Matapan_di_Venezia_di_Giovanni_Dandolo_(1280).jpg (38.5 КБ) 3933 просмотра
Maxim
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 15 май 2024, 19:59
Откуда: Москва

Re: Из истории крупных серебряных монет в средневековой Европе

Сообщение Maxim »

Изображение дожа на монете вызывало аналогии с монархией и недовольство в республиканских кругах. После смерти Николо Троно в 1473 году выпуск портретных серебряных монет был прекращён. При правлении венецианского дожа Пьетро Мочениго (1474—1476) был вновь налажен выпуск серебряных лир[3]. Весовые характеристики новой монеты были идентичны лире Трон.

В отличие от своей предшественницы лира мочениго содержала изображение коленопреклонённого перед апостолом Марком дожа на аверсе и статуи Иисуса Христа на реверсе[4][5]. Номинальная стоимость мочениго с течением времени возрастала. Изначально лира мочениго была эквивалентна 20 сольдо, в 1518 году за неё давали 21, а в 1524 — 24 сольдо[6].

Чеканка лиры мочениго продолжалось до 1575 года[6]. Подражания данной монете были отчеканены в Мантуе и Модене. В то же время наиболее распространённой серебряной монетой в итальянских государствах того времени являлся тестон.

Примечания

НС, 1980, «Лира Трон».
Munzkunde, 1970, S. 355.
Lira Tron (нем.). reppa.de. Дата обращения: 5 апреля 2016. Архивировано из оригинала 20 апреля 2016 года.
Lira Moceniga (нем.). reppa.de. Дата обращения: 6 апреля 2016. Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 года.
СН, 1993, «Мочениго».

Munzkunde, 1970, S. 396.

Литература

Зварич В.В. Нумизматический словарь. — 4-е изд.. — Львов: Высшая школа, 1980.
Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата / Отв. ред. В. М. Потин. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Радио и связь, 1993. — ISBN 5-256-00317-8.
Schrötter Friedrich Freiherr von. Mocenigo // Wörterbuch der Münzkunde / Wörterbuch der Münzkunde. — zweite, unveränderte Auflage. — Berlin: J. Guttenberg Verlagsbuchhandlung, 1970. — S. 396. — 757 S.
Вложения
Mocenigo_1541.jpg
Mocenigo_1541.jpg (21.61 КБ) 2339 просмотров
Maxim
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 15 май 2024, 19:59
Откуда: Москва

Re: Из истории крупных серебряных монет в средневековой Европе

Сообщение Maxim »

Иллюстрация талер Сигизмунда Тирольского. Германия 1486 года копия. Материал: серебро покрытием. Гурт: гладкий

Статья без автора научно-популярного жанра. САЙТ пикабу
"История монет. Талер"

«Первым в Европе чеканку крупной серебряной монеты весом в унцию начал эрцгерцог Тироля Сигизмунд. Вначале в 1484 году им была выпущена монета из высокопробного серебра массой около 15,5 г. В 1486 году он выпустил вдвое большую монету массой 31,83 г. Она содержала 29,23 г чистого серебра (то есть ровно одну кельнскую унцию -- М.А.) и была приравнена к 60 крейцерам, то есть соответствовала гольдгульдену (золотому гульдену), поэтому её назвали гульденгрош или гульдинер. В конце XV-начале XVI века серебряные гульдинеры получили распространение в Центральной Европе. В 1493 году гульдинер начали выпускать в Берне (Швейцария), в 1500 — в Саксонии. Масса гульдинера несколько уменьшилась — до 29,2 гр ( то есть общая масса гульдинера 1493 г. = 1/8 кельнской марки без 0,03 грамма -- М.А.).

В Испании первая монета талерного типа была выпущена в 1497 году — это было подражание тирольскому гульдинеру, монета достоинством 8 реалов. Она весила 27,468 г и содержала 25,56 г чистого серебра. Её чеканили вплоть до XIX века. Позже она получила название «пиастра».

Во Франции первое подражание талеру выпустили в царствование Франциска I (1515-1547 гг.). Регулярная чеканка французских серебряных монет талерного типа началась в 1641 году, во времена Людовика XIII: это был серебряный экю, чеканенный из серебра 917-й пробы. Он весил 27,190 г и содержал 24,933 г серебра. Выпускали также монеты, кратные экю (пол-экю, четверть экю, 1/12 экю, 1/24 экю), из серебра той же пробы.
Вложения
гульдинер 1486 г. копия.jpg
гульдинер 1486 г. копия.jpg (77.85 КБ) 2337 просмотров
ГУЛЬДИНЕР 1486 ГОДА КОПИЯ.jpg
ГУЛЬДИНЕР 1486 ГОДА КОПИЯ.jpg (77.51 КБ) 2337 просмотров
Maxim
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 15 май 2024, 19:59
Откуда: Москва

Re: Из истории крупных серебряных монет в средневековой Европе

Сообщение Maxim »

В 1642 году начат выпуск серии французских серебряных монет:

ЭКЮ весом 27,19 г (содержал 24,933 г серебра)
1⁄2 экю весом 13,597 г (12,468 г серебра)
1⁄4 экю весом 6,798 г (6,234 г серебра)
1⁄12 экю весом 2,287 г (2,097 г серебра)

С 1643 года дополнительно началась чеканка монеты 1⁄24 экю (вес монеты — 1,144 г при содержании серебра 1,049 г).

Выпуск серебряных экю продолжили Людовик XIV (1643—1715), Людовик XV (1715-74) и Людовик XVI (1774-93).
Первоначально экю стоил 3 ливра, позже его стоимость менялась, пока в 1726 году не была принята равной 6 ливрам.

Существует большое разнообразие монет экю.

В начале XVIII века был выпущен новый тип экю (с тремя коронами), который весил 30,6 г (диаметр монеты — 41 мм). Кратные экю включали пол-экю, 1/4 экю, 1/10 экю и 1/20 экю.
Позже вес и типы экю постоянно менялись.
Вложения
Людовик_XIV_(1643-1715)._Экю._1652_г._Серебро._Парижский_монетный_двор._27,33_г.jpg
Людовик_XIV_(1643-1715)._Экю._1652_г._Серебро._Парижский_монетный_двор._27,33_г.jpg (201.68 КБ) 2335 просмотров
Maxim
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 15 май 2024, 19:59
Откуда: Москва

Re: Из истории крупных серебряных монет в средневековой Европе

Сообщение Maxim »

Первые серебряные дукаты

Дукат (итал. ducato, от лат. ducātus — «герцогство»), "монета герцогства" или "монета герцога".
Первый серебряный дукат (дукал) был выпущен в Сицилии в 1140 году во время правления короля Рожера II. Выпуск был приурочен к дарованию его сыну титула герцога Апулии папой римским Иннокентием. Первый выпуск монет скифат билон по образцу византийских трахей был осуществлён королём Рожером II Сицилийским в рамках Ассайзских постановлений (1140). Монеты должны были быть в обращении на всей территории королевства. На первой монете изображена фигура Христа[3] и латинская надпись Sit tibi, Christe, datus, quem tu regis iste ducatus (что означает «О Христос, да будет это герцогство, которым ты правишь, посвящено тебе») на аверсе. На реверсе Рожер II изображён в стиле византийского императора, а его старший сын, герцог Рожер III Апулийский, — в боевом облачении.[5] Монета получила своё название в честь герцогства Апулия, которое младший Роже получил в дар от своего отца (Wikipedia.Ducat со сносками).

На аверсе монеты изображён Христос Вседержитель, на реверсе — сам король со старшим сыном Рожером Апулийским. ruwiki.ru

Надпись на монете (легенда) гласит: «Sit tibi Christe datus, quem tu regis iste ducatus» («Это герцогство, коим ты правишь, тебе, Христос, посвящается»). От последнего слова легенды произошло обиходное название монеты — дукат. livelib.ruhobbyray.com. -Выпуск монеты ознаменовал окончание ряда междоусобных войн и объединение норманнских владений в южной Италии.

В 1202 году в Венеции начали чеканить серебряный дукат — гроссо («матапан») с изображением на аверсе Христа на троне, на реверсе — дож, принимающий из рук Святого Марка знамя.
После того, как дукат получил широкое распространение, в ряде стран начали чеканить крупные серебряные монеты, эквивалентные по стоимости дукату. К ним относятся голландские дукатоны XVI—XVIII столетий и итальянские дукатоне.

Сицилийский дукат: +IC XC RC IN ÆTRN, нимб, бюст Христа лицом к зрителю, держащий Евангелие R•R SLS, король Роджер и R•DX•AP, герцог Роджер (сын Роджера), стоят лицом друг к другу, держа длинный крест между собой; AN R X вдоль древка креста.
Вложения
Scifato_ducale сицилийский дукат.jpg
Scifato_ducale сицилийский дукат.jpg (46.28 КБ) 2256 просмотров
Maxim
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 15 май 2024, 19:59
Откуда: Москва

Re: Из истории крупных серебряных монет в средневековой Европе

Сообщение Maxim »

серебряный дукат «Дукале», который отчеканили в 1139 или 1140 году во время правления короля Сицилии Рожера II в Палермо. ДИЗАЙН

На аверсе монеты изображён Христос Вседержитель. На реверсе — сам король со старшим сыном Рожером Апулийским. ru.ruwiki.ru
Рядом с изображением короля расположена монограмма R RX SCLS, которая обозначает «Rogerius Rex Siciliae». Около герцога Апулийского — монограмма R D X AP, которая обозначает «Rogerius Dux Apuliae». ru.ruwiki.ru
На монете есть латинская надпись «Sit tibi, Christe, datus, quem tu regis, iste ducatus», что означает «О Христос, пусть это герцогство, которым ты управляешь, будет посвящено тебе».

ДРУГИЕ МОНЕТЫ ИЗ ДРАГМЕТАЛЛОВ В СИЦИЛИИ И ИТАЛИИ В XII веке:
Помимо дукале, в Палермо в XII веке чеканили, например, тари — первоначально золотые, затем серебряные монеты, которые выпускались в Южной Италии с X века.(ru.wikipedia.org)*
Так, Рожер II (граф, а в 1130–1154 годах король Сицилии) чеканил тари в Палермо и Мессине, на его монетах впервые появился крест и имя Христа — IC XC NI KA. (wikipedia.org*).

Вильгельм II Добрый (1166–1189) выпускал монеты в два тари (1,5 г), а также тари вогнутой формы. (wikipedia.org*)

-Кроме того, в Палермо и Салерно в 1166–1189 годах чеканили апулиенс — серебряную монету типа денария, которую выпускал Вильгельм II, король Неаполя и Сицилии.

(лат. apuliensis) - название серебряной монеты типа денария, чеканенной в городах Палермо и Салерно Вильгельмом II, королем Неаполя и Сицилии, в 1166 - 1189 гг. На реверсе А. изображено пальмовое дерево и помещена надпись - apuliensis. Вес А. - 2,6 - 2,7 г, по стоимости равен 1/6 тари. Чеканились также монеты в 1/3 и 1/6 А.
А., редуцированный до 2 - 2,1 г, = 1/8 тари.
В 1195 г. император Генрих VI выпускал в Бриндизи апулиенсы (denarius apuliensis) весом ок. 1 г. (Нумизматический словарь. 4-е издание. / Зварич В.В. / Львов, 1980)
Вложения
ТАРИ РОДЖЕРА II.jpg
ТАРИ РОДЖЕРА II.jpg (53.31 КБ) 2180 просмотров
Maxim
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 15 май 2024, 19:59
Откуда: Москва

Re: Из истории крупных серебряных монет в средневековой Европе

Сообщение Maxim »

ДУКАТО (сведения из "Словаря нумизмата" (Зварич В.В., 1980 г.) (итал. ducato).

1) Выпуклая серебряная монета, известная также под названием дукале, чеканенная впервые в 1140 г. Роджером II, королем Неаполя. Д. был подражанием византийским монетам. Вес Д. равнялся 3,1 гр. (2,75 гр.серебра). На аверсе помещалось изображение Роджера и его сына, между ними - крест. На реверсе - погрудное изображение Христа и надпись: IC XC RG Aetern (Jesus Christus regnat in aeternum. Монета чеканилась также при Вильгельме II (1156 - 1160). В 1140 г. был выпущен тройной Д. с латинскими и куфическими надписями.

2) Другое название первого венецианского матапана 1202 г.

3) Венецианская серебряная монета, т. наз. серебряный Д. (ducato d'argento), которая чеканилась с 1562 г. На аверсе изображались св. Марк и коленопреклоненный дож, на реверсе - венецианский лев над цифрой 124 (монета равнялась 124 сольдо) и надпись: Ducatus Venetus. Вес монеты 32,896 г (31,185 г серебра). Чеканились также 1/2 и 1/4 Д.

При доже Доминике Контарини (1658 - 1675) выпущен т. наз. Д. ново, или дукателло, весом 23,4 г (19,338 г серебра), равный 124 сольдо. Серебряному Д. подражали во всей Италии, особенно в южной ее части. В Неаполе серебряный Д. ввел Филипп II. При Карле II Д. стал называться пиастром. Его вес составлял вначале 28,288 г (25,346 г. серебра), а позднее - 21 гр.
Maxim
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 15 май 2024, 19:59
Откуда: Москва

Re: Из истории крупных серебряных монет в средневековой Европе

Сообщение Maxim »

Скифат — термин, часто используемый в нумизматике для обозначения вогнутых или «чашеобразных» византийских монет XI–XIV веков.

Это употребление термина «скифат» было закреплено учёными XIX века, когда термин scyphatus, встречающийся в южно-итальянских документах XI и XII веков, был ошибочно истолкован как происходящий от греческого слова skyphos (σκύφος, «чаша»). На самом деле этот термин, вероятно, происходит от арабского слова «шафа», означающего «край, ободок», и относится к характерной и заметной кайме ранних золотых гистаменов. Из-за этого недоразумения термин «скифат» стал широко применяться к вогнутым золотым, серебряным и медным монетам поздней Византийской империи и ее подражаниям, включая дукаты.
Maxim
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 15 май 2024, 19:59
Откуда: Москва

Re: Из истории крупных серебряных монет в средневековой Европе

Сообщение Maxim »

Появление названия "Гроссо" как названия серебряных венецианских дукатов

Гроссо (итал. grosso) — итальянская средневековая серебряная монета. Появились в конце XII столетия в городах северной Италии под названием « denarii grossi» (ЛАТ.) ---- большие денарии, в противовес «малым», которые являлись на тот момент основной денежной единицей. Впервые гросси отчеканены в Генуе в 1172 году весом в 1,46 г и стоимостью 4 денария[1]. Затем их стали выпускать и в других преимущественно северо-итальянских городах, а именно Флоренции (с 1182 г.), Кремоне, Падуе, Милане[2], Пизе, Венеции (около 1200 г.)[3][4], Риме[5], Сиене[6] и др.[7] Отчеканенный во время правления дожа Энрико Дандоло в 1202 году серебряный гроссо весом 2,2 г серебра 965 пробы получил название «матапан»[7][8]. Он соответствовал 12 денариям или 26 пикколо[9]. Вскоре венецианский гроссо-матапан стал одной из основных торговых монет Средиземноморья XIII столетия[10]. Его внешний вид, содержащий на реверсе изображение Христа, а на аверсе дожа принимающего из рук апостола Марка знамя, стал прообразом выпущенного 80 годами позднее золотого дуката.

Более того, гроссо-матапан получил название серебряного дуката из-за соответствующего слова в легенде на аверсе[11].

Однако позже золотые дукаты Венеции стали настолько важными и распространенными, что название «дукат» стало ассоциироваться исключительно с ними, а серебряные монеты Венеции стали называть «гросси» (в ед. числе гроссо). Из-за этого в Интернете встречается порой соответствующее недоразумение.

Вес серебряных гроссо был относительно небольшим, затем, по мере развития торговли появлялись более полновесные денежные единицы, как амброзино, анконетано, болоньино[итал.], карлино, джильято, гроссо романино и др.[3][4] Гроссо в качестве денежной единицы просуществовали в итальянских государствах вплоть до XVIII столетия. Выпускались также производные гроссо — монеты номиналом от 1 до 8 гроссо, а также ½ (меццианино), 1⁄4 (каттрино) и 1⁄6 (сесино) гроссо[3][4]

Примечания

Grosso // Wörterbuch der Münzkunde / Wörterbuch der Münzkunde. — Berlin: J. Guttenberg Verlagsbuchhandlung, 1970. — P. 241—242. — 757 p.
Künker, 2008, S. 81.
НС, 1980, «Гроссо».
СН, 1993, «Гроссо».
Künker, 2008, S. 18—46.
Künker, 2008, S. 97.
Grosso (нем.). reppa.de. Дата обращения: 30 ноября 2015. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года.
Matapan (нем.). reppa.de. Дата обращения: 30 ноября 2015. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года.
Zich Wilhelm. Dissertation "Der Wiener Münzvertrag vom 24. Januar 1857 und Carl Ludwig von Bruck" / Univ.-Prof. Dr. Wolfgang Hahn. — Wien: Universität Wien, 2009. — S. 2. — 332 S. Архивировано 8 декабря 2015 года.
Zaoral Roman. Silver and glass in medieval trade and cultural exchange between Venice and the kingdom of Bohemia // Český časopis historický. — 2011. — Vol. 109, № 2. — P. 235—261.
Ducato and Matapan // Künker Auktion 137 - The De Wit Collection of Medieval Coins. — 2008. — P. 188.
Gros tournois // Wörterbuch der Münzkunde / Wörterbuch der Münzkunde. — Berlin: J. Guttenberg Verlagsbuchhandlung, 1970. — P. 242. — 757 p.
The Cambridge Economic History of Europe / ed. by M. M. Postan, E. E. Rich, E. Miller. — Cambridge: Cambridge University Press, 1965. — Vol. III. — P. 587.
Prager Groschen (нем.). reppa.de. Дата обращения: 12 мая 2015. Архивировано из оригинала 4 апреля 2015 года.
Meißner Groschen (нем.). reppa.de. Дата обращения: 12 мая 2015. Архивировано из оригинала 24 марта 2015 года.
Литература
Вложения
МАТАПАН ДОЖА ЭНРИКО ДАНДОЛО.gif
МАТАПАН ДОЖА ЭНРИКО ДАНДОЛО.gif (27.42 КБ) 1780 просмотров
Maxim
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 15 май 2024, 19:59
Откуда: Москва

Re: Из истории крупных серебряных монет в средневековой Европе

Сообщение Maxim »

В интернете была обнаружена интересная рецензия на книги иностранного исследователя К.М. Чиполла.
автор рецензии В.В. Самаркин (annales/info/evrope/)
К.М. Чиполла. Монета и средиземноморская цивилизация. Венеция, 1957 (С. М. Cipolla. Moneta e viciltà mediterranea. Venezia, 1957, pp. 97).

Мы приводим выдержки из рецензии соответственно задаче сообщений в этой теме -- представить в обобщенном виде находимые в интернете научные и научно-популярные сведения.
К.М. Чиполла. Превращения лиры. Милан, 1958 (С. М. Cipolla. Le avventure della lira. Milano, 1958, pp. 136).

Работы известного итальянского историка Карло Чиполла1) всегда вызывают интерес у читателя; не являются исключением и обе рецензируемые книги. Первая из них представляет собой переработанный вариант лекций, прочитанных автором в университете Цинциннати;2) вторая - популярное изложение истории лиры, написанное для широкой итальянской публики. Эти книги являются обобщающими работами по истории итальянской монетной системы; в них подводятся итоги многолетних изысканий как самого автора, так и других исследователей и дается широкая картина истории денег и денежного обращения в средневековой Италии.

В большинстве европейских стран основными видами монеты были римский (потом византийский) золотой солид — главная монета Средиземноморья в V—VII вв., и затем постепенно оттеснивший его арабский золотой динар. Впоследствии в средиземноморской торговле господствовали различные итальянские монеты.

История итальянской лиры начинается с реформы Карла Великого (ок. 780—790 гг.), которая заменила римские золотые солиды серебряными денариями и установила серебряный монометаллизм по всей Каролингской империи.6) Каролингский денарий содержал 1,76 г серебра 95-й пробы (ок. 1,67 г чистого серебра) и представлял собой единственную чеканную монету; 12 денариев составляли солид, 20 солидов (240 денариев) — лиру, однако ни солид, ни лира реально как монеты у Каролингов не существовали. Лира (libbra — фунт, ок. 410 г) применялась (так же как и солид), только в качестве счетной единицы; например, вместо 2175 денариев на практике говорилось — 9 лир, 1 солид, 3 денария.

Монета, введенная Карлом, более 100 лет почти не подвергалась изменениям. Однако с X в. повсеместно наблюдается «порча» монеты. Во времена Оттонов она официально узаконивается, и оттоновский денарий содержит всего 1,4 г серебра 83-й пробы; соответственно лира равна 330 г этого металла (или 276 г чистого серебра — вместо 390 г при Каролингах). Таким образом лира окончательно превращается в символическую единицу, потеряв свое прежнее значение меры веса (фунт).

В денежном обращении период X—XIII вв. характеризуется дальнейшим упадком прежних традиционных центров чеканки монет и появлением новых монетных дворов и новых денежных единиц. В начале XI в. важнейшими центрами чеканки монет были Павия, Милан, Верона и Лукка.7) Монеты этих городов на протяжении XI—XIII вв. претерпевали разнообразные изменения, однако была общая тенденция к снижению их реальной стоимости. Например, павийский и миланский денарий ко второй половине XII в. содержали лишь 0,2 г чистого серебра, веронский — 0,1 г.8) Причины этого явления заключались не только и не столько в «порче» денег, сколько в росте потребностей в мелкой монете в связи с расширением товарных сделок. Поэтому во всех итальянских государствах этого времени делались попытки найти замену традиционной монете, ввести новые методы и денежного обращения, и оплаты. Денежный голод вызвал появление многочисленных новых монетных дворов — в XI в. в Асколи, Парме и Сузе; в Генуе (после 1138 г.), Асти и Пьяченце (ок. 1140 г.), Пизе (до 1151 г.), Кремоне (ок. 1155), Вольтерре и Анконе (до 1170), Сиене (ок. 1180 г.), Брешии (ок. 1184 г.), Болонье (после 1191 г.), Ареццо (до 1196 г.); на рубеже XII—XIII вв.— в Ферраре, Мантуе, [285] Флоренции; в XIII в. — в Реджо-Эмилии (11233 г.) и Бергамо, Модеме (1242 г.), Верчелли (1255 г.), Турине (1297 г.).

Однако и увеличение массы находившихся в обращении денег не смогло удовлетворить возросших потребностей общества, для которого были необходимы радикальное увеличение числа типов монет и обеспечение постоянства их курса. В Италии XII в. назревала «денежная революция». Первым актом ее была реформа Фридриха I Барбароссы, приступившего между 1155—1161 гг. к чеканке «имперских денариев» (denarios imperatoris); они содержали ок. 0,5 г чистого серебра и соотносились с павийскими и миланскими денариями в пропорции 1:2. Реформа, преследовавшая вначале лишь политические цели — укрепление авторитета империи, настолько отвечала общим интересам, что ломбардские города — политические враги Барбароссы впоследствии сами стали чеканить монету этого типа; хроники отмечают, что уже в конце XII в. она распространяется по всей Италии («imperiales mediolanenses currebant per totam Italiara»).

На этот же путь вступила Венеция: в конце ХII — начале XIII в. здесь стали выпускать серебряный дукат или grosso (denario grosso) в 2,2 г серебра 96-й пробы (в отличие от прежнего местного denario piccolo — 0,36 г 25-й пробы).(сноска 9) В это же время и Генуя занялась чеканкой своего grosso (ок. 1,5 г серебра 96-й пробы), равного 4-м прежним генуэзским денариям. Подобные же grosso возникли в 1220 г. в Сиене, несколько позже — в Пизе, а после 1230 г.— во всех монетных дворах Тосканы. В середине XIII в. grossi тосканских цехов содержали ок. 2,3 г чистого серебра и соответствовали 12 прежним пизанским или луккским денариям.

Последним актом этой «монетной революции» была ликвидация установленного Карлом Великим серебряного монометаллизма: в 1252 г. в Генуе и Флоренции стали чеканиться золотые монеты — genovino d'oro и fiorino d'oro, содержащие ок. 3,5 г золота (в 1284 г. равноценную им монету выпустила Венеция — ducato d'oro, позже названный zecchino). В оборот был пущен новый тип монеты, коренным образом изменивший существовавшую практику.

Одновременно с этим происходят и другие изменения. На протяжении XIII в. в Северо-Восточной Италии веронская монета постепенно вытесняется венецианской, а в Ломбардии павийская монета заменяется миланской. В Тоскане монетное господство Лукки в середине XII в. сменяется пизанским, которое продолжалось до начала XIII в., когда первое место перешло к флорентийской монете. Со второй половины XII в. в Лигурии доминирует генуэзская монета. Сложное положение существовало в Пьемонте, где одновременно имели хождение монеты Сузы, Асти, Вьенны.

Таким образом, к середине XIII в. в Северной и Средней Италии сложились пять основных денежных районов: венецианский, миланский, флорентийский, генуэзский и савойско-пьемонтский (в основном — астиджанская монета). Разумеется, это деление относительно. В частности, местная монета, как можно полагать, имела хождение только в своем районе и применялась лишь в мелких актах купли-продажи, в то время как «гросси» и золотые флорины, дукаты, цехины, выступавшие своего рода «интернациональной» монетой и служившие средством оплаты крупных сделок, были известны и за пределами полуострова. На практике это различие постоянно подчеркивалось терминологически: документы всегда отмечают, в какой монете идет расчет — moneta piccola или moneta grossa. Таким образом, эти две системы расчета отличались между собою и географическим ареалом, и функционально. Разными были и судьбы этих систем. В то время как moneta grossa (золотые флорины и серебряные grossi) почти не меняла своей ценности, moneta piccola (местные денарии) постоянно обесценивалась.

Большим недостатком этих денежных систем была их несовместимость; moneta grossa не соответствовала точно установленному числу moneta piccola, и их соотношение со временем постоянно изменялось. Так, флорентийский флорин, равный в момент своего создания, в 1252 г. 240 местным «малым» денариям, уже через 25 лет шел за 396 малых денариев. Венецианский золотой дукат, который в 1284 г. был равен 576 местным денариям, в 1600 г. состоял из 1488, а 1760 г.— из 5280 денариев. Непостоянными были также отношения между лирами в малых денариях и «больших» денариях — денариях «гроссо». Все это чрезвычайно усложняло торгово-кредитные операции.

Нередко предпринимались попытки найти выход из положения. В Венеции, например, 1472 г. при доже Николо Трон была выпущена первая чеканная серебряная лира — «лира Трон», которая должна была соответствовать 240 денариям; тогда же в Милане Галеаццо-Мария Сфорца стал чеканить серебряную монету (в 240 денариев); в Пьемонте и Савойе (1562 г.) Эммануил-Филибер также выпустил свою лиру (lira instar omnium). Однако судьбы новой лиры повторяли историю флорина и дуката. Потребности обмена вели к прогрессирующему уменьшению стоимости денария и увеличению числа денариев в лире, сама же лира постоянно повышалась в своей ценности, становясь в один ряд со старой moneta grossa. В конце концов обесценивание денария практически привело к его исчезновению. В Милане и Венеции последние денарии были [286] выпущены в I половине XVI в.; на их место пришли монеты в 3 (terlini), 4 (quatrini), 5 (cinquini), 6 (sestini), 8 (ottini) денариев; возникают 12-денариевые монеты (soldini soldi). Все эти монеты чеканились уже не из серебра, а из меди; денарий из реальной, монеты все более превращался в символическую единицу, а лира теряла свое прежнее значение (240 денариев) и становилась теперь суммой 60 кватринов, 20 сольди и т. д. Это положение сохранилось до конца средневековья.

Картина изменения реальной ценности денег представляется следующей. В 1252 г., в год установления биметаллизма, прежние серебряные генуэзская и миланская имперская лира шли за 7 г золота, флорентийская — за 3,5 г; несколько позже возникшая венецианская лира соответствовала 2 г золота. С учетом соотношения золота и серебра в то время (1:10), серебряный эквивалент этих монет был равен 70, 35 и 20 г серебра. Это было время относительной стабильности денег — за столетие с середины XIII до середины XIV в. венецианская и генуэзская лиры снизились всего на 5%, миланская имперская — на 30% и лишь флорентийская — на 60%. Однако уже за вторую половину XIV—XV вв. миланская лира потеряла 90% своей стоимости, генуэзская — свыше 30%, тосканская — около 85%, венецианская — 70%, астиджанская — около 90%. В конце XV в. наиболее ценной была генуэзская лира, содержащая ок. 13 г чистого серебра; миланская (имперская) лира стоила 8,6 г, венецианская — 6,2 г, флорентийская — 5,7 г, астиджанская — 2,4 г серебра.

Снижение стоимости денег в XIV—XV вв., как указывает К. Чиполла, вызывалось многими факторами:10) интересами торгово-ростовщических кругов, получавших выгоду из сложной системы обмена между moneta grossa и moneta piccola; ростом спроса на деньги; заинтересованностью монетных цехов в выпуске большого числа денег;11) балансовыми расчетами, при которых moneta grossa шла преимущественно на международный рынок, что вызывало инфляцию moneta piccola; ростом государственных расходов; естественным ухудшением сохранности монет; изменением соотношения «серебро — золото» в результате увеличения массы находящегося в обращении серебра. Очевидно, в разных местностях и в разное время соотношение этих факторов было неодинаковым. По мнению автора, например, в коммунальную эпоху, когда власть находилась в руках торгово-ростовщических и ремесленно-промышленных кругов и государственные расходы были относительно низкими, особенно действовали первые из перечисленных причин, позже же, в эпоху синьорий, в связи с повышением расходов на войны и бюрократию возрос государственный бюджет и резко увеличилось влияние этого фактора.

Картина катастрофического падения стоимости денег в итальянских городах-государствах отличалась от положения в других европейских странах — в Англии, Франции, где в это время происходит укрепление национальной монеты. Это отличие вызывалось, спецификой итальянской истории: в Италии темпы экономического развития (и потребности в деньгах) были более высокими; кроме того, вывоз товаров представлял основу экономической жизни итальянских государств, ведя к концентрации богатства и обесцениванию денег внутри страны. По мнению К. Чиполла, в Италии происходило не только обесценивание денег, но и их «инфляция» (inflazione secolare). Под этим термином автор имеет в виду происходящее наряду с падением стоимости денег неуклонное повышение цен и заработной платы. Однако для ранних времен (XII—XIV вв.) эти положения из-за отсутствия точных данных являются гипотетическими; относительно-точными сведениями мы располагаем лишь с конца XV в. В это время предложение драгоценных металлов несколько увеличилось. Португальцы стали ввозить золото из Гвинеи и Золотого Берега (первая чеканка крузейро из гвинейского золота относится к 1457 г.). Увеличивается добыча серебра в рудниках Саксонии, Богемии и Тироля; причем именно Италия первой испытала последствия этого роста; а среди итальянских государств прежде всего — Милан и Венеция, которые стали главными рынками серебра в Италии. Новые монеты из «хорошего» серебра стали чеканиться именно в этих городах; с этим же связано появление первых серебряных лир (лира Трон в Венеции, лира Галеаццо-Мария в Милане).

Положение на денежном рынке резко изменилось в результате Великих географических открытий. Среди многочисленных их последствий для Италии К. Чиполла отмечает два: изменение соотношения стоимости золота и серебра (ранее — 1:10, в XVII веке — 1:15); перемещение рынков драгоценных металлов из Милана и Венеции в Геную и вообще центра экономической жизни — на запад и север Европы. В связи с этим эпоху XVI—XVII вв. в истории итальянского денежного обращения автор делит на следующие, приблизительно датируемые им периоды: 1500—1550 гг.— период войн, опустошений, порчи монеты и упадка экономики; 1550—1620 гг.— время относительной: экономической стабильности и благополучия на денежном рынке; 1620—1700 гг.— [287] трагический период полного экономического и финансового упадка страны, переход Италии в разряд экономически отсталых стран. Источники позволяют дать для этого времени более точные статистические расчеты, которые и выполнены автором с большой тщательностью.12)

К XVIII в. в итальянских городах скопились многочисленные типы монет; так, в Милане во времена Беккариа имели хождение 22 вида золотых и 29 — серебряных монет. В то же время идет стихийный процесс естественной унификации денег. Исчезает различие между moneta grossa и moneta piccola как несовместимыми системами, piccola превращается во вспомогательную, разменную при основной — moneta grossa. Лира, до того в ряде государств существовавшая лишь символически, как единица, объединяющая эти системы, отныне возникает и фактически. Именно к этой цели — упростить и упорядочить денежное обращение, установить твердый курс, общий для разных монетных систем, реально создать ранее «воображаемую» монету — были направлены реформы XVIII в. в разных итальянских государствах. В результате этих реформ и общей стабилизации экономики XVIII век представляет собой относительно благополучное время в истории итальянских денег. Окончательная же унификация денежной системы, в стране произошла лишь с завоеванием ее Наполеоном (метрическая структура лиры) к затем — после объединения Италии в 60-х гг. XIX в.

Однако дальнейшая история лиры и денежного обращения явно выходит за рамки, интересующие медиевиста. И поэтому, заключая изложение содержательных работ К. Чиполла, мы приведем лишь одно из последних наблюдений автора. История лиры в текущее столетие — история катастрофического падения ее реальной стоимости (с 1905 по 1955 гг. покупательная способность лиры упала в 300 раз). В наши дни лира практически почти перестала быть реальной монетой, превратившись в номинальное средство расчета, в «монету — фантом», в то, чем она была в первые века своего существования" (КОНЕЦ ВЫДЕРЖКИ).
Примечания рецензента книг В.В. Самаркина

1) К. М. Чиполла - профессор многих европейских и американских университетов, в настоящее время - директор Института экономической истории Павийского университета; автор книг «Studi di storia della moneta». Pavia, 1948; «Les mouvements monetaires dans l'Etat de Milan» Paris, 1952, и многих других работ по истории денежного обращения, экономической истории средневековья и нового времени, по социологии.

2) В американском издании, с которого сделан этот итальянский перевод, дополненный и исправленный автором, книга называется «Money, prices and civilization in the Mediterranean area (V-XVII centuries)». Prinston, 1957.

3) Именно это обстоятельство объясняет наш интерес к названным книгам. Несмотря на значительный срок, прошедший со дня их опубликования, они остаются единственными работами подобного рода в зарубежной историографии.

4) См. С. М. Cipolla. The Economic History of World Populations, 1962 (итальянское издание - «Uomini, tecniche, economic». Milano, 1966); .предисловие к «Storia economica d'ltalia», vol. I, ряд статей в «The Economic History Review» («Economic Depression of the Renaissance», I, 1961, N 3), «Annales» («Sans Mahomet Charlemagne est inconcevable», 1962, N 1) и др. Работы К. Чиполла уже подвергались критическому анализу в советской литературе (см. Ю. Л. Бессмертный. Проблема западноевропейской торговли IX-XIII вв. в современной западной медиевистике.- СВ, 23, 1963).

5) Ввиду того, что обе рецензируемые книги посвящены одной теме и близки по использованному материалу, мы излагаем их, не делая ссылок на каждую в отдельности.

6) Карл завершил реформу, начатую Пипином Коротким. В англосаксонских государствах подобная же реформа была проведена в правление Этельберта II и Оффы (английский денарий - пенни - был несколько меньше континентального и весил вначале 1,3, затем - 1,5 г). Монетная структура, установленная этими реформами, сохранялась в Западной Европе до Французской буржуазной революции, в Англии же существует и поныне.

7) Наибольшей известностью из них пользовались Павия и Лукка. Монетный двор в Тревизо прекратил свою деятельность в середине IX в., когда Тревизо вошло в состав Веронской Марки. Венеция (кроме краткого периода в первой половине IX в.) еще не была крупным монетным центром.

8) Соотношение между веронским и венецианским денарием в первой половине XII в. было 1:2, во второй половине XII в.- 1:1.

9) О венецианском «гроссо» см. Д. Луццатто. Экономическая история Италии. М., 1954, ч. II, гл. VIII.

10) С нашей точки зрения, эта схема является относительной в связи с различным удельным весом составляющих ее частей.

11) Каждый монетный двор получал определенную долю чеканившейся им монеты.

12) По недостатку места мы вынуждены опустить анализ громадного статистического материала, систематизированного К. Чиполла в таблицах.

Дополнения:

Имперские денарии в контексте Генуи относятся к монетам, которые чеканились в период, когда Генуя была частью Священной Римской империи. Генуэзская республика, существовавшая с XI по XVIII века, чеканила собственные монеты, включая денарии.
Вложения
ГЕНУЯ 1 ДИНАРИЙ XII-XIII вв.jpg
ГЕНУЯ 1 ДИНАРИЙ XII-XIII вв.jpg (39.45 КБ) 67 просмотров
ДЖЕНОВИНО ЗОЛОТАЯ МОНЕТА ГЕНУИ 1139 года чеканки.jpg
ДЖЕНОВИНО ЗОЛОТАЯ МОНЕТА ГЕНУИ 1139 года чеканки.jpg (47.48 КБ) 67 просмотров
Ответить

Вернуться в «Исследования, гипотезы, мнения...»