Сребренники - чеканка на литых кружках.

Здесь можно высказать свои соображения по тем или иным вопросам нумизматики, истории, коллекционирования и пр.
Ответить
Maxim
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 15 май 2024, 19:59
Откуда: Москва

Сребренники - чеканка на литых кружках.

Сообщение Maxim »

Денежное обращение формируется на Руси с конца VIII по начало X века. К этому времени привезённые из Европы серебряные денарии отходят в прошлое, а их место начинают занимать куфические монеты. Основная их часть состояла из дирхемов. Имелось два региона - Волжская Булгария и юг Хазарии, где появилась собственная чеканка дирхемов, скопированная с восточных монет. Торговые операции русского купечества осуществлялись при помощи византийских и арабских монет из золота и серебра.

Кроме Владимира Святого сребреники выпускали Святополк в Киеве и Ярослав Мудрый в Новгороде. Самые поздние сребреники появились в конце XI века при Олеге Святославиче. В СОВРЕМЕННОМ ИЗМЕРЕНИИ диапазон веса известных сребреников составляет от 1,7 до 4,68 грамма. Большинство умещается в диапазон 2,6–3,4 грамма. Это означает, что они изготавливались без применения монетной стопы. Кружки производились литьём. Уже при Владимире изображение Христа сменяется трезубцем – родовым знаком Рюриковичей. Одна из сторон поздних сребренников содержит изображение архангела Михаила, а на обороте имеется надпись «Господи, помоги Михаилу». И златники, и сребренники чеканились не столько для нужд денежного обращения, сколько для представительских расходов и награждений.
Вложения
СРЕБРЕННИК ЯРОСЛАВА МУДРОГО.jpg
СРЕБРЕННИК ЯРОСЛАВА МУДРОГО.jpg (30.23 КБ) 8333 просмотра
ЗЛАТНИК ВЛАДИМИРА СВЯТОГО.jpg
ЗЛАТНИК ВЛАДИМИРА СВЯТОГО.jpg (34.38 КБ) 8333 просмотра
СРЕБРЕНИК СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО.jpg
СРЕБРЕНИК СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО.jpg (40.82 КБ) 8333 просмотра
Maxim
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 15 май 2024, 19:59
Откуда: Москва

Re: Сребренники - чеканка на литых кружках.

Сообщение Maxim »

Интересные сведения о сребрениках владимира святославича содержит информативная публикация безымянного автора, выпущенная на данном подфоруме в 2011 г. Под никнеймом "alexander". Мы находим правомерным ее широко процитировать для читателей:

По своим размерам сребреник равен дирхему [Арабского халифата], но в отличие от него, чеканился на заготовках, отлитых в складных двусторонних формах, а не на специально вырезанных кружках (этим объясняется присутствие на некоторых сребрениках отверстий-«свищей»). Чеканка велась сопряженными штемпелями, то есть с применением бронзовых щипцов, в которых штемпели крепились в постоянном положении. Небольшое количество монет, отчеканенное одним штемпелем, свидетельствует о том, что штемпели были нестойки и быстро разрушались.

Копирование далеко не всегда было умелым, зачастую неопытные мастера забывали даже о том, что буквы на штемпелях необходимо вырезать в зеркальном отображении, в результате чего текст монетной легенды искажался порой до неузнаваемости. Известно несколько разновидностей сребреников. Первые выпуски в основном повторяли тип византийских монет (лицевая сторона— изображение князя, оборотная сторона — изображение Христа). В XI в. изображение Христа было заменено большим родовым знаком Рюриковичей (заменял герб государства). Вокруг портрета князя на лицевой стороне монеты помещалась легенда: «Владимир на столе» (т.е. на престоле); на оборотной стороне чеканилось окончание легенды: «а се его сребро».

Одной из отличительных особенностей монетного типа, к которому относится сребреник, выставленный на 39-м коллекционном аукционе «Конроса», является тщательно проработанное изображение престола, имеющего вид кресла с высокой, расширяющейся кверху спинкой, инкрустированной камнями. Данное изображение престола по своей форме соответствует изображению его на византийских монетах. В отличие от других типов, вокруг княжеской головы отсутствует нимб; князь обеими руками держит крест, имеющий наклонное положение. Интересно проследить эволюцию головного убора князя: расшитая жемчугом высокая русская шапка сменяется короной византийских императоров: стеммой с навершием в виде креста и драгоценными катасистами, височными подвесками. Представляется, что изображение русского князя в короне византийских императоров имело выраженный идеологический подтекст.

На оборотной стороне монет находятся княжеские знаки, в которых различные исследователи видят и стилизованную фигуру охотящегося сокола, и монограмму из первой и последней букв греческого алфавита - «альфа» и «омега, и трезубец (либо двузубец) — в последнем случае предполагаются контакты Киевской Руси с Боспорским царством, на монетах которого изображения двузубца и трезубца отражали своеобразную модель преемственности царской власти: двое старших сыновей участвовали в управлении государством вместе с отцом, а после его смерти объявлялись соправителями" (ALEXANDER. "СРЕБРЕНИК ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА". FORUM.CONROS.RU. ПОДФОРУМ "ИССЛЕДОВАНИЯ, ГИПОТЕЗЫ, МНЕНИЯ" 2011). ИСКРЕННЕ БЛАГОДАРИМ ГОСПОДИНА ALEXANDERa за предоставление легкого доступа к приведенным им сведениям о сребрениках киевского князя Владимира Святославича
Вложения
СРЕБРЕННИК.jpg
СРЕБРЕННИК.jpg (120.02 КБ) 6342 просмотра
КИЕВСКАЯ ГРИВНА.jpg
КИЕВСКАЯ ГРИВНА.jpg (90.23 КБ) 6342 просмотра
СРЕБРЕННИК ЯРОСЛАВА МУДРОГО.jpg
СРЕБРЕННИК ЯРОСЛАВА МУДРОГО.jpg (30.23 КБ) 6342 просмотра
СРЕБРЕНИК ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА ФОТО С АУКЦИОНА.jpg
СРЕБРЕНИК ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА ФОТО С АУКЦИОНА.jpg (48.15 КБ) 6342 просмотра
Maxim
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 15 май 2024, 19:59
Откуда: Москва

Re: Сребренники - чеканка на литых кружках.

Сообщение Maxim »

Принято считать, что и златники, и сребренники чеканились не столько для нужд денежного обращения, сколько для представительских расходов и награждений. Тем не менее златники были найдены в кладах (Пинский клад, Кинбурский клад) и имеют признаки хождения в товарно-денежном обращении.
Maxim
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 15 май 2024, 19:59
Откуда: Москва

Re: Сребренники - чеканка на литых кружках.

Сообщение Maxim »

ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ С.А. ШОРИКОВА, "Совершенно оригинальную группу древнерусских монет составляют сребреники с надписью "Ярославле серебро". Такая монета была найдена в конце XVIII в. в Киеве среди различных привесок к иконе в одной из церквей и стала первой русской монетой, известной историкам и собирателям. Этот экземпляр оказался единственным, обнаруженным на территории южных княжеств, все остальные находки тяготеют к северо-западным окраинам древнерусского государства. Монета сразу же была отнесена к чекану Ярослава Владимировича Мудрого. Научное обо снование такой атрибуции первым предложил академик А.А. Куник в 1860 г. Монеты Ярослава Мудрого выделяются оригинальностью типа, изяществом и необыкновенной тщательностью исполнения.

На лицевой стороне имеется прямое погрудное изображение св. Георгия в плаще, с копьем в правой руке и щитом в левой. По сторонам греческая надпись "святой Георгий", расположенная колонками и читаемая сверху вниз. Вокруг изображения и по краю монеты точечные ободки, между которыми розетки из точек, расположенные крестообразно. На обратной стороне изображен княжеский знак в виде трезубца. Средний зубец завершается кружком с точкой внутри. Еще пять точек расположены внутри крайних зубцов и нижней перекладины. Вокруг надпись Ярославле серебро, читаемая слева направо. Вершины букв направлены к краю монеты. Вокруг изображения и по краю монеты точечные ободки, между которыми крестообразно расположены буквы АМН — аминь…" Известны три пары штемпелей этих монет, сделанные одним резчиком. Прототипом для изображения св. Георгия на этих монетах явилось его изображение на византийских печатях, на которых аналогичным образом расположена и надпись, а также встречается слово "аминь". Стилистическую и иконографическую близость древнейших русских монет и печатей Х—XI вв. отмечали некоторые исследователи. Она стала очевидной после находки в 1955 г. при раскопках в Новгороде печати сына Владимира I князя Изяслава Владимировича. Пока это древнейшая из сохранившихся русских булл. На ней изображен княжеский знак, очень близкий знаку на монетах как Владимира, так и Ярослава. Знак снабжен дополнительным кружком, завершающим левый зубец тамги, а на знаке Ярослава он завершает средний зубец.

Топография находок "Ярославля серебра" и отсутствие в надписи обычной формулы «на столе» позволяют предположить, что Ярослав Мудрый чеканил эти монеты в Новгороде до занятия великокняжеского стола в 1019 г. Наиболее вероятной представляется датировка этих монет 1014—1015 гг. В ее пользу говорит и притяжательная формула легенды, совпадающая с формулой «Владимире серебро» на одном из штемпелей сребреников IV типа Владимира, датирующихся последними годами его княжения. Все сребреники Ярослава имеют высокую пробу (960), что также служит косвенным аргументом в пользу их чеканки в Новгороде, через который осуществлялось, в основном, поступление на Русь высокопробных западноевропейских монет…" (информативная статья Шориков С. А. "Монеты древней Руси" , блог колледжа предпринимательства и социального управления).
СРЕБРЕНИКИ КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА ТИП 1.png
СРЕБРЕНИКИ КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА ТИП 1.png (96.99 КБ) 4486 просмотров
СРЕБРЕНИКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО ТИП II.png
СРЕБРЕНИКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО ТИП II.png (75.71 КБ) 4486 просмотров
Вложения
СРЕБРЕНИКИ ОЛЕГА СВЯТОСЛАВИЧА ТМУТАРАКАНСКОГО.png
СРЕБРЕНИКИ ОЛЕГА СВЯТОСЛАВИЧА ТМУТАРАКАНСКОГО.png (76.5 КБ) 4486 просмотров
Maxim
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 15 май 2024, 19:59
Откуда: Москва

Re: Сребренники - чеканка на литых кружках.

Сообщение Maxim »

Сребреники князя Святополка Окаянного.

Интересны сведения из научно-популярных электронных публикаций о сребрениках князя Святополка Окаянного.

«После смерти Владимира Святославича между его сыновьями завязалась борьба за киевский престол. Первому удалось занять престол Святополку (1015—1016, 1018), который сразу же начал чеканку сребреников. Сюжетами и техникой исполнения эти монеты близки сребреникам Владимира Святославича четвертого типа. Новым во внешнем оформлении стало имя нового большого князя в легенде аверса, изменен княжеский знак из трезубца на двузуб, правый зуб которого увенчан крестом. Качество монет Святополка не отличалось от монетной продукции его предшественника. Только несколько известных экземпляров были отчеканены из высокопробного серебра. Вес монет колеблется от 2,4 грамма до 3 грамм. На сребреники Святополка похожи монеты (известными являются четыре экземпляра) с именем “ПЕТРОС” и изображением апостола Петра на аверсе. Вмещение на реверсе этого типа сребреников двузуба, который полностью повторял княжеский знак Святополка, дает основания датировать их приблизительно 1016 г. — концом первого господства этого князя в Киеве или кратковременным возобновлением его правления в Киеве. Дело в том, что Святополк при крещении получил имя Петр. Известны 10 экземпляров сребреников, на которых имя князя дано в форме “ПЕТОР”. Ареал распространения сребреников этого князя ограничен территорией Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств.

Святополку Ярополчичу принадлежат серебряные монеты трех типов. В «Сводном каталоге» описан 51 сребреник с именем Святополка, из которых один не разыскан и известен только по архивным материалам (№ 177–205). Большинство из них (42 экз.) происходит из Нежинского клада 1852 г., четыре – из Митьковских курганов в Брянской обл. Монеты Святополка стали последними выпусками русских монет в Киеве (А. Энгельгардт «Сребреник Святополка Окаянного» (2020 г.) // Сеть «ВКонтакте». «Всемирная военная история»; П.Г. Гайдуков и В.А. Калинин «Древнейшие русские монеты» (в изд.: «Русь в IX-X веках. Археологическая панорама». - РАН, Институт Археологии. -- Москва-Вологда: изд-во "Древности Севера", 2012, стр. 402-435) (poludenga.ru/srebrenik/mos.html).

В Интернете есть сведение, что среди сребреников Святополка Окаянного имеются монеты с изображением полумесяца рожками вверх. Изображение полумесяца рожками вверх в Киевской Руси встречается на куполах Собора Святой Софии в Киеве. Это пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. На куполах размещены кресты, в основании которых находится горизонтальный полумесяц рожками вверх. У этого факта есть историческое объяснение. «’’””Когда христиане смогли открыто заявлять о своей вере, выяснилось, что в разных общинах и ветвях христианства есть отличающиеся друг от друга обычаи. После раскола у западной церкви утвердился четырехконечный крест, а у византийской — шестиконечный, у которого ниже прямой перекладины есть косая перекладина. У второй формы православного креста ниже горизонтальной планки располагается не перекладина, а полумесяц "рожками" вверх -- византийский знак власти кесаря. Появился он на кресте в связи с тем, что религия стала официальной и церковь со времен императора Константина получила покровительство государства. В Киевскую Русь крест с полумесяцем перешел вместе с православием. Такой крест можно было поставить на храмах, построенных на деньги князя, на соборы, в которых молились "власть имущие". Когда мусульманские народы заняли Константинополь, они заимствовали некоторые византийские знаки власти (Даурен. «Почему на крестах православных храмов есть полумесяцы ?» – URL: islam.kz/ru/blog).
Вложения
Сребреник Святополка. Клад в Черниговской области, 2006 г.  проба 796. вес 2,87 мм..jpg
Сребреник Святополка. Клад в Черниговской области, 2006 г. проба 796. вес 2,87 мм..jpg (40.82 КБ) 3085 просмотров
СРЕБРЕНИК СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО АВЕРС ().jpg
СРЕБРЕНИК СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО АВЕРС ().jpg (212.79 КБ) 3085 просмотров
СРЕБРЕНИК СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО РЕВЕРС.jpg
СРЕБРЕНИК СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО РЕВЕРС.jpg (196.9 КБ) 3085 просмотров
Maxim
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 15 май 2024, 19:59
Откуда: Москва

Re: Сребренники - чеканка на литых кружках.

Сообщение Maxim »

Сребреники Олега Святославича (в крещении — Михаил) — монеты Тмутараканского княжества, которые чеканились предположительно в 1083–1094 годах.
Описание: на одной стороне — изображение архангела Михаила, на другой — надпись «Господи, помоги Михаилу». Особенности: небольшой размер — 18–21 мм; вес — 1,16–2,59 г. Происхождение: пять монет найдены на Таманском полуострове, две — в Керчи.

Выпуск подражаний милиарисию Константина VIII и Василия II Булгаробойцы (977-1025) на территории Таманского полуострова в период господства Киевской Руси был кратковременным и носил чрезвычайный характер. Осуществлялся в тот же период, что и чеканка подлинных милиарисиев Византии и сребреников Киева и Новгорода, также подражательных.

Из издания "Русь в IX-X веках. Археологическая панорама."( РАН, Институт Археологии. 2012 г., стр. 402-435) происходят следующие сведения: «Известно семь монет с погрудным изображением архангела Михаила и надписью «Господи, помоги Михаилу». Они изготовлены несколькими парами близких по оформлению штемпелей. Вероятно, что все штемпели вырезаны одним мастером. Монеты отчеканены на кружках, вырезанных, вероятно, из серебряного листа. От всех более ранних сребреников эти монеты отличаются небольшим размером (18–21 мм) и более низким весом, колеблющимся в пределах 1,16–2,59 г.

Средний вес полновесных тмутараканских монет равен 2,16 г (по 4 экз.), что вполне соответствует византийским милиарисиям середины XI в. Вероятно, что при организации чеканки собственной монеты Олег Святославич взял за ее образец не только оформление византийских монет, но и их вес» (poludenga.ru).
Вложения
СРЕБРЕНИКИ ОЛЕГА СВЯТОСЛАВИЧА(КРЕЩЕНИИ МИХАИЛА) ТМУТАРАНЬСКОГО (ТАМАНЬ).jpg
СРЕБРЕНИКИ ОЛЕГА СВЯТОСЛАВИЧА(КРЕЩЕНИИ МИХАИЛА) ТМУТАРАНЬСКОГО (ТАМАНЬ).jpg (177.72 КБ) 1172 просмотра
Ответить

Вернуться в «Исследования, гипотезы, мнения...»