История Арабского Халифата делится на три этапа:
• Халифат праведных халифов – 632-661 гг.
• Халифат Омейядов – 661-750 гг.
• Халифат Абассидов – 750-1258 гг.
Еще до Мухаммеда в Аравии имели хождение серебряная драхма сасанидского Ирана (вес – около 4 граммов) и золотая византийская номисма (вес – около 4,45 грамма). Первая стала прообразом арабского серебряного дирхема, вторая – арабского золотого динара (Ветрова А.).
Динар Арабского халифата — средневековая золотая монета, служившая денежной единицей на территории Арабского халифата с конца VII века до ликвидации халифата монголами в середине XIII века н. э. Первые динары начали чеканить в Багдаде после денежной реформы халифа Абд аль-Малика из династии Омейядов (около 695 г. н. э.) на основе денежно-весовых норм Византии. В ходе своей реформы Абд аль-Малик установил стандартный вес динара - 20 весовых киратов по 3 хабба (3 очищенных зерна ячменя), что соответствовало приблизительно 1 3/7 весового дирхема («Динар». ruwiki.ru). В 77 году Хиджры (696-697 годах н.э.) в Дамаске началась чеканка динара нового типа со стандартным весом, который в современном метрическом выражении соответствует 4,25-4,27 грамма. Динары нового типа без изображений чеканились вместе с номиналами 1/2 и 1/3 динара (*).
По словам В. Соколова, «при Аббасидах 1 золотой динар был эквивалентен [по покупательной способности – авт.] 20 серебряным дирхемам [в IX веке н.э. – авт. ( см. «Динар Арабского халифата»)]. За ними шла еще более дробная мелочь – данники, кираты, тассуджи и хаббы. Ими рассчитывались на базарах, при небольших покупках» (В. Соколов). Обменный курс между динаром и дирхемом мог колебаться на протяжении столетий. После реформы Абд Аль Малика соотношение было установлено на уровне 1 к 14, а в эпоху Харуна Ар Рашида за один динар давали от 15 до 20 дирхемов (Н. Гудалов).
Дирхем был введен около 695 г. в Арабском халифате в ходе денежных реформ халифа Абд аль-Малика из династии Омейядов. В метрическом выражении имел вес около 3,9 г. (И.Л. Измайлов). По свидетельству автора книг об исламе В. Соколова, вес полноценного дирхема Арабского халифата был эквивалентен весу 48 хабб -- 48 очищенных зерен ячменя (В. Соколов).
Система номиналов в Арабском халифате, приведенная в статье В. Соколова, выглядела следующим образом:
1 динар = 2о серебряных дирхемов;
1 дирхем = 12 киратов = 24 тассуджа ([2×2]×6; бронза) = 48 хабб (48 джав) ([2×2×2]×6). При этом сорок восемь хабб дословно означают сорок восемь очищенных зерен ячменя (В. Соколов).
В Интернете не нашлось информации, которая позволила бы выяснить неметрические монетные стопы (количество монет из весовой единицы металла), применявшиеся в Арабском халифате для чеканки золотых и серебряных монет.
По сведениям из Интернета предположительная шестеричная схема весовых единиц для взвешивания изделий из драгоценных металлов в Арабском халифате выглядела следующим образом:
1 хабба = вес 1 очищенного зерна ячменя;
1 дирхем = вес 48 хабб = вес 48 очищенных зерен ячменя (8×6);
1 тассудж (дословно «горошина») - вес ¼-ой дирхема [вес 12 очищенных зерен ячменя];
1 кират – вес 1/24-ой дирхема [вес 4 очищенных зерен ячменя].
Отметим, что кират – это 1/24-ая чего-либо. Это слово не следует путать со словом «карат» (второе название «кират»), означающим 1/14-ую весового дирхама (Википедия. Карат).
До первой половины X века дирхемы Арабского халифата имели в современном метрическом выражении средний вес 20,97 грамма из серебра высокой пробы (В. Соколов). По сведениям из Интернета абсолютный вес зерна ячменя (среднее арифметическое на 1000 зёрен) составляет 42 мг. или 0,042 грамма. При умножении на 48 зерен он дает 20,7 грамма, округленно 21 гр. (ср. с 20,97 гр. выше). Вес одного очищенного зерна ячменя в арабской системе мер веса составлял 48 мг. = 0,048 гр. (см. В. Соколов). В этом случае вес сорока восьми зерен ячменя -- это округленно 23 грамма.
Использованная литература
Ветрова А. История золотого динара Арабского халифата // Монетник. – URL: monetnik.ru
Гудалов Н. История эмиратского дирхама: старинная валюта молодой страны // Деловые эмираты. - № 6 - 2012 -– URL: businessemirates.ae/content/pr/1849/10757/
«Динар Арабского халифата». – Рувики. -- URL: ruwiki.ru
Измайлов И.Л. Дирхем // Татарская энциклопедия «Tatarica». Дирхем. – URL: tatarica.org/ru
Измайлов И.Л. Динар // Татарская энциклопедия «Tatarica» – URL: tatarica.ru
Соколов В. «Ячменные зерна и волоски гривы: как и чем меряли арабы». – Сайт «Dzen.ru». Раздел «Христианство и ислам». Статьи. – URL: dzen.ru/ id/5f53e52
* Арабские историки иногда датируют появление динара нового типа 74 или 76 годами Хиджры, однако динары нового типа, отчеканенные в эти годы, пока не обнаружены.
Неметрическая система номиналов в Арабском Халифате и измерение массы изделий из драгоценных металлов
Неметрическая система номиналов в Арабском Халифате и измерение массы изделий из драгоценных металлов
- Вложения
-
- ДИНАР ХАШИМИ.jpg (70.34 КБ) 4590 просмотров
-
- ДИРХЕМ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА.jpg (115.79 КБ) 4590 просмотров
Re: Неметрическая система номиналов в Арабском Халифате и измерение массы изделий из драгоценных металлов
Дирхемы арабского халифата. Серебро.
Аббасидские дирхемы — монеты, которые чеканились на монетных дворах халифата от имени халифов из династии Аббасидов (750–1258 годы).
Анатолий Рожук в статье "Монеты абассидов" пишет, что "при изучении монет халифата поражает большое количество монетных дворов. В первую очередь это говорит о наличии большого количества специалистов, владеющих специальными знаниями и опытом работы с металлом. Это плавильщики, резчики штемпелей, руководители монетных дворов, способные организовать производство, добиться поразительного качества выпускаемых монет, идентичных по весу, оформлению и качеству металла. Не поддаётся воображению и количество отчеканенных монет. Судя по объёму монет, дошедших до нашего времени, оно было огромно. Обеспечение монетных дворов непрерывным потоком сырья, начиная со времён Омейядов, продолжилось и при Аббасидах. В рудниках халифата разрабатывали руду и поставляли добытое серебро на монетные дворы. Те чеканили монеты и поставляли их халифу или губернаторам провинций. Это происходило по всей территории халифата непрерывно. Из четырёх надписей на дирхеме (двух центральных и двух круговых) только одна круговая надпись с выпускными данными имеет светское содержание, остальные – религиозное. Более того, из трёх религиозных надписей две связаны с главным исламским постулатом – единобожием. Судя по содержанию надписей на дирхемах, в халифате большое значение придавалось укреплению позиций Ислама, который являлся главным идеологическим оплотом государства, особенно на завоёванных территориях, где местные народы до прихода Ислама исповедовали другие религии, в том числе многобожие. Серебряные дирхемы массово вышли за пределы мусульманского мира и стали мировыми деньгами того времени, обслуживая торговлю Азии, Европы и Африки"
(Источник: as-salam.ru/news/4919/ )
Аббасидские дирхемы — монеты, которые чеканились на монетных дворах халифата от имени халифов из династии Аббасидов (750–1258 годы).
Анатолий Рожук в статье "Монеты абассидов" пишет, что "при изучении монет халифата поражает большое количество монетных дворов. В первую очередь это говорит о наличии большого количества специалистов, владеющих специальными знаниями и опытом работы с металлом. Это плавильщики, резчики штемпелей, руководители монетных дворов, способные организовать производство, добиться поразительного качества выпускаемых монет, идентичных по весу, оформлению и качеству металла. Не поддаётся воображению и количество отчеканенных монет. Судя по объёму монет, дошедших до нашего времени, оно было огромно. Обеспечение монетных дворов непрерывным потоком сырья, начиная со времён Омейядов, продолжилось и при Аббасидах. В рудниках халифата разрабатывали руду и поставляли добытое серебро на монетные дворы. Те чеканили монеты и поставляли их халифу или губернаторам провинций. Это происходило по всей территории халифата непрерывно. Из четырёх надписей на дирхеме (двух центральных и двух круговых) только одна круговая надпись с выпускными данными имеет светское содержание, остальные – религиозное. Более того, из трёх религиозных надписей две связаны с главным исламским постулатом – единобожием. Судя по содержанию надписей на дирхемах, в халифате большое значение придавалось укреплению позиций Ислама, который являлся главным идеологическим оплотом государства, особенно на завоёванных территориях, где местные народы до прихода Ислама исповедовали другие религии, в том числе многобожие. Серебряные дирхемы массово вышли за пределы мусульманского мира и стали мировыми деньгами того времени, обслуживая торговлю Азии, Европы и Африки"
(Источник: as-salam.ru/news/4919/ )
- Вложения
-
- АБАССИДСКИЙ ДИРХЕМ Nasibin coin.jpg (259.44 КБ) 2827 просмотров
-
- АБАССИДСКИЙ ДИРХЕМ.jpg (105.05 КБ) 2827 просмотров
-
- АБАССИДСКИЙ ДИРХЕМ ХАЛИФ АБУ ДЖАФАР АЛЬ-МАНСУР.jpg (331.7 КБ) 2827 просмотров