Книга В.Е.Семенова « Подделки российских монет» является очень своевременной реакцией на серьезную и все более возрастающую угрозу самому существованию российской нумизматики. Многие нумизматы, особенно молодое поколение (которое и так немногочисленно), нередко быстро разочаровываются и бросают коллекционирование, столкнувшись с современными жесткими реалиями нумизматического рынка, наводненного всевозможными подделками, качество которых неуклонно растет. Данная книга предназначена , в том числе и для них.
В книге дана понятная систематизация подделок, основные способы их изготовления. Причем все это представлено на фактическом материале с описанием технологий и приведением ярких многообразных примеров.Представлено множество фотографий различных подделок.
Живой интерес вызывает тема, посвященная рублям Екатерины II «грубого чекана». Она давно и широко дискутируется в нумизматических кругах, выдвигается множество версий,в том числе такая,что это особая подделка, но к единому пониманию причин их появления и месту чеканки так и не подошли. Насколько нам известно, автором впервые озвучена версия о том, что они чеканились в Сибири на Сузунском монетном дворе. Приводится мотивированная аргументация этой версии. Весьма интересно предположение о том, что эта полулегальная чеканка рублей имела своей целью удовлетворения личных непомерных трат Императрицы. Вот только согласиться с автором о том, что шнуровидный гурт на рублях «грубого чекана» не имеет существенных отличий от рублей столичных выпусков вряд ли возможно. Все - таки на рублях «грубого чекана» он имеет больший наклон и заметно менее рельефен. Возможно, действительно, здесь использовался особый гуртильный инструмент, которым впоследствии стали гуртить медные пятикопеечные монеты. Кроме того, автор не объясняет почему на всех этих «грубых чеканах» имеются нехарактерные для рублей Екатерины II того периода следы юстировки. А это, возможно, один из ключевых моментов в поиске истины по этому вопросу.
Особый интерес вызывает раздел, посвященный экспертизе. Автор показывает насколько это сложный процесс, требующий не только высочайшей квалификации эксперта (включающей соответствующие особенности структуры личности), но и серьезного оснащения и оборудования, причем достаточно дорогостоящего. При этом важно, что автор вполне обоснованно подчеркивает, что в ряде случаях даже эти факторы не являются стопроцентной гарантии получения однозначности. И это должны понимать не только начинающие нумизматы, но и опытные коллекционеры, которые зачастую ждут от экспертизы абсолютной гарантии.
На качество и достоверность экспертизы также существенно влияет и состояние самой монеты,особенно ее поля.Весьма ценно замечание автора о том,что при поштемпельном сравнении конкретной монеты с достоверно подлинными монетами очень редко удается выявить абсолютную идентичность в силу многообразия существующих штемпелей,да и еще с учетом их естественного износа,чисток,доработок и т.п.И здесь важно понимать,что отсутствие абсолютной идентичности еще не является признаком неподлинности монеты.В этих случаях важно учитывать тенденции общих параметров и характеристик монет.
Очень смело В.Е.Семенов указывает на ограниченность возможностей ряда технических приемов экспертизы. В частности, по мнению автора,широко известный метод рентгенофлуорисцентного анализа (на который возлагают очень большие надежды нумизматы), несмотря на его перспективность, в настоящее время не дает необходимую для нумизматики точность измерения в отношении содержания металлов и может быть использован с большой долей условности. Кроме того для интерпретации полученных данных обязательно наличие серьезной базы эталонных показателей. При этом следует отметить, что В.Е.Семенов одним из первых в России стал использовать этот метод и поэтому, накопив достаточный опыт, имеет право озвучить такой, пожалуй, неожиданный и далеко не радужный для нумизматов вывод.
Следует отметить, что в книге серьезный подход продемонстрирован к требованиям в отношении структуры и полноты экспертного заключения (приведена даже его подробная форма). Вот только тут возникает вопрос, насколько нынешние эксперты готовы следовать этим критериям, безусловно увеличивающим объем их работы и ответственность? Да и еще немаловажный вопрос - насколько это удорожит получение конечного продукта экспертизы (акта экспертизы)?
Автор сознательно (и он это подчеркивает) уходит от приведения фотографий примеров подделок, изготовленных с помощью современных высокотехнологичных методов. Конечно, отчасти это оправдано, так как эти поддельные монеты по фотографиям (даже с высоким разрешением), как правило, невозможно отличить от подлинников. Но все же надо понимать, что это одна из главных угроз современной нумизматике. И поэтому хотелось бы в качестве сверхзадачи увидеть на страницах книги более подробное описание отдельных признаков и даже рецептов для выявления таких подделок ,визуально,что называется в "полевых условиях". Представляется, что при последующих редакциях книги,с учетом прогнозируемого совершенствования индустрии подделок,автор будет вынужден вернуться к этому вопросу более подробно.
При ознакомлении с оглавлением книги возникало опасение, что материал будет труден в восприятии в силу сложности тематики. Однако опасения были развеяны. Книга прочитана, что называется на одном дыхании. Она написана в хорошем стиле, ярким языком. Более того бросается в глаза желание автора серьезные вопросы, в том числе технологические процессы, описывать не только доступным, но и как мне показалось, даже нередко упрощенным языком, что, видимо, оправдано из расчета на молодых коллекционеров.
Наконец, нужно отдать должное автору, показав серьезность и масштабность проблемы подделок в нумизматике, в заключении он все-таки вселяет оптимизм в души увлеченных нумизматикой людей, утверждая, что вдумчивое изучение материала обязательно приведет к положительному результату, т.е. уменьшению количества ошибок при определении подлинности монет.И безусловно, данное издание, призвано способствовать этому.
В.Е.Семенов "Подделки российских монет"
Миф о точном копировании штемпелей
В книге о подделках дана куча иллюстраций, со способом изготовления, но не дано ни одного комментария, а как же такой способ распознать. Описание лабораторного оборудования это хорошо, технологии экспертизы - тоже замечательно и расширяет кругозор, но, я вас умоляю, а зачем оно мне? У меня дома нет лаборатории, и кучи поддельных и подлинных монет для сравнения нет. Единственно, что можно ждать от книжки на такую тему, это как же распознать подделку в домашних условиях, не имея огромного опыта. Как, например отличается брак заготовки, от коррозии, от травления, от литья, и т.д. визуально, с фотографиями, стрелочками... как отличить фальшивый гурт от настоящего: пара фотографий, описание отличий, как отличить коррозию на штемпеле от коррозии на заготовке, перегравировку штемпеля, от перегравировки самой монеты, какие характерные признаки имеются у разных монетных дворов, конкретно, с примерами и комментариями, какие признаки использования конкретного оборудования имеются на монетах, ну и т.д. Так нет же ничего. Видимо я должен сам обо всем догадаться. Вхолостую потраченные деньги и время на чтение. Главный вывод, что монету надо нести специалистом в Конрос можно было донести как-то и попроще.
Re: Миф о точном копировании штемпелей
Полагаю, этим Вы выражаете свое представление о том, чего бы Вам хотелось вынести, прочитав эту книгу. К сожалению, в жизни всегда все сложнее. Это все равно, что ожидать от такой книжки http://conros.ru/1/klad/ ответов на все нумизматические вопросы.Единственно, что можно ждать от книжки на такую тему, это как же распознать подделку в домашних условиях, не имея огромного опыта.
Про примеры со стрелочками и разъяснениями полностью с Вами согласен, было бы очень хорошо. Однако, лучшего по данной теме я пока ничего не видел, и про зря потраченное время и деньги это Вы совершенно напрасно. А догадываться и разбираться нужно в любом случае, тем более, если вопрос не тривиальный.
Re: В.Е.Семенов "Подделки российских монет"
Открыл "Подделки российских монет", стр. 53. Читаю:«К явным признакам изготовления монеты способом литья относятся поверхностные литейные дефекты — плены, раковины и различного рода включения. Острые кромки и места сопряжений на рельефе отливки всегда более плавные, чем на чеканенном оригинале» и т.д.
Понятно, что на практике все сложнее, и каждый случай сомнения в подлинности предмета надо рассматривать индивидуально. Понятно и желание видеть больше примеров, подробные комментарии к каждому, разбор деталей со стрелочками и т.д., мне тоже случалось, читая интересную книгу, помечтать, чтобы тот или иной вопрос был бы разобран подробнее, но раз автор этого не делает, наверное, у него есть свои соображения.
Понятно желание пользователя lvd стать экспертом по подделкам после прочтения одной-единственной книги. Непонятно, почему общий обзор технологий создания подделок воспринимается как домашний самоучитель по их выявлению?
Понятно, что на практике все сложнее, и каждый случай сомнения в подлинности предмета надо рассматривать индивидуально. Понятно и желание видеть больше примеров, подробные комментарии к каждому, разбор деталей со стрелочками и т.д., мне тоже случалось, читая интересную книгу, помечтать, чтобы тот или иной вопрос был бы разобран подробнее, но раз автор этого не делает, наверное, у него есть свои соображения.
Понятно желание пользователя lvd стать экспертом по подделкам после прочтения одной-единственной книги. Непонятно, почему общий обзор технологий создания подделок воспринимается как домашний самоучитель по их выявлению?