Здравствуйте! В одном из замечательных музеев нумизматики в нашей стране был задан вопрос: " Почему на платиновых трёх рублях 1828-1845 гг. "3 рублИ на серебро", а на выпущенных уже в ближайшее время золотых трёх рублях 1869-1885 гг " 3 рублЯ"?
Никаких версий кроме орфографической ошибки пока не выдвигалось, но в это верится с трудом.
Орфография в Российской нумизматике
-
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: 06 сен 2019, 02:54
Re: Орфография в Российской нумизматике
Здравствуйте!
По традиции, начиная с реформы 1718 года писалось "два рубли" или "рублi" вплоть до 1786 года. Такое же описание сохранено в надписи "3 рубли" на платине.
Позже на монетах стали писать "3 рубля".
О причинах таких изменений вопрос стоит адресовать филологам.
По традиции, начиная с реформы 1718 года писалось "два рубли" или "рублi" вплоть до 1786 года. Такое же описание сохранено в надписи "3 рубли" на платине.
Позже на монетах стали писать "3 рубля".
О причинах таких изменений вопрос стоит адресовать филологам.
-
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: 06 сен 2019, 02:54
Re: Орфография в Российской нумизматике
Здравствуйте! В 18 веке действительно писали 2 рубли, объяснение чему есть даже в современной церковнославянской грамматике. Но, интересно, что практически паралельно паралельно с платиной с 1833 по 1841 год выпускались монеты для Польши, на которых указано 3 рублЯ 20 злотых. Более того уже в грамматике М.В. Ломоносова 1755 г. указаны современные нам правила использования числительных с существительными, согласно которым должно быть "3 рублЯ". Хотя при Екатерине 2 на 2 х рублях 1785 г. писали "2 рубли". Складывается впечатление, что жёстких правил грамматики вообще не существовало, тем более учитывая многочисленные ошибки в чеканке 18, начала 19 века.
Re: Орфография в Российской нумизматике
Здравствуйте!
По поводу отсутствия "жёстких правил", пожалуй, можно согласиться.
Стоит отметить, что проектный рисунок рабочего инструмента составлял главный медальер.
До 1827 года им был Карл Леберехт, с 1830 года - Генрих Губе. Можно предположить, что написание "рубли" на платиннике лежит на совести Якоба Рейхеля, который в этот промежуток исполнял проектные рисунки.
По поводу отсутствия "жёстких правил", пожалуй, можно согласиться.
Стоит отметить, что проектный рисунок рабочего инструмента составлял главный медальер.
До 1827 года им был Карл Леберехт, с 1830 года - Генрих Губе. Можно предположить, что написание "рубли" на платиннике лежит на совести Якоба Рейхеля, который в этот промежуток исполнял проектные рисунки.